На учебном аэродроме академии имени Гагарина и Жуковского главнокомандующему ВВС Виктору Бондареву, командирам соединений и белорусским коллегам показали большинство летательных аппаратов, стоящих на вооружении военной авиации России. И если копьевидный Ту-95 или МиГ-31 с черным грачиным носом генералы с полковниками разглядывали без особого интереса - видели уже, а на многом и летали, - то новейшая аппаратура радиоэлектронной борьбы, только начавшая поступать в войска, заинтересовала их гораздо сильнее.
Зеленые контейнеры на колесном и гусеничном ходу умеют находить и выводить из строя вражеские радары, морочить самонаводящиеся головы ракет, глушить спутниковую связь и сводить с орбит сами спутники. Разработанный в Воронеже комплекс "Инфауна" способен усыплять радиоуправляемые фугасы. А надувной танк предназначен не для обмана вражеских летчиков, а для обучения своих.
- Каркасный макет является частью электронного полигона для тренировки фронтовой авиации. Он оснащен приемником и дымовыми маркерами. При атаке с воздуха макет фиксирует облучение прицельным устройством самолета, не несущего вооружения - только электронные блоки. Летчик действует, как в бою: выходит на цель, выбирает тип оружия и производит пуск. Траектории виртуальных бомб, снарядов или ракет вычисляются наземным командным пунктом, точки их попадания указываются дымовыми шашками, - рассказал Сергей Атаманов, заместитель генерального директора компании-производители. После боя из невредимого танка выпускают воздух, сворачивают его и укладывают в сумку, которую способны нести два человека.
В небо с жужжанием устремился беспилотник "Орлан-10", оснащенный видео- и фотокамерой. Он способен до 10 часов барражировать над заданным районом. Обнаружив цель, крохотный юркий самолетик облетает ее и фотографирует с разных ракурсов, передавая информацию на командный пункт по закрытому каналу связи.
В небе зародился далекий гул. Приближался Су-24М, оснащенный новой вычислительной системой. Соединенная с прицелом бомбардировщика, она увеличивает меткость неуправляемого оружия до высокоточного, рассказали разработчики. Похожий на наконечник стрелы самолет пронесся над равниной, уронил каплю бомбы. Долетев до земли, 250-килограммовый фугас взметнул высокое черное облако с красными прожилками огня. Плотный звук разрыва докатился секунд через шесть.
- Попал? - заволновались полковники.
- Попал, - ответил штурман. - В нас не попал, уже хорошо.
Зависшие над лесом вертолеты не торопясь обстреливали танковую колонну: выдвигались вперед для пуска противотанковых ракет и отходили назад, чтобы не мешать соседу. Черточки ракет неслись, приникнув к земле, и находили цель. Отстрелявшись ПТУРами, вертолеты заложили вираж и пустили из-под крыльев черные веера неуправляемых ракет. По полигону вытянулись пыльные полосы разрывов. Пушечные очереди Су-25 и Миг-29 Неба разодрали небо на полосы.
Напоследок спикировавший из зенита штурмовик обстрелял надувной танк цифровым способом. Столб дыма взметнулся метрах в 10 от мишени. Су-25 сделал еще один заход, на этот раз танк окутался дымом.
- Попал, - успокоились полковники.
Командующий ВВС и войсками ПВО Белоруссии генерал Двигалев высоко оценил российские разработки в области РЭБ, аэродромного оборудования и полигонного хозяйства. "Будем закупать и внедрять у себя", - сказал генерал. В свою очередь, белорусские летчики могут похвастать техникой посадки самолетов на автострады - в ходе апрельских учений под Барановичами МиГ-29 и Су-25 приземлились на трассу М-1. В реальной обстановке это может быть полезно, если противник уничтожит аэродромы.